Что дает направление жалобы на брокера?

Автор: Родион Виноградов
Родион Виноградов
Все материалы автора

Ситуация, в которой клиент или потребитель товаров и услуг оказывается недоволен работой оказывающей те или иные услуги (реализующей товар) организации, отнюдь не редкость на любых рынках - от глобальных экономических до локальных товарно-сырьевых. Не обходится без возникновения спорных ситуаций и в сфере внебиржевой валютной торговли, которая чаще всего имеет прямое отношение к ведению деятельности на рынке Форекс - одной из основных международных торговых площадок. 

Что может стать поводом для возникновения спорных ситуаций?

На самом деле, отсутствие законодательного регулирования делает рынок Форекс крайне уязвимым для применения различного рода мошеннических схем и недобросовестных действий посредников, форекс-брокеров. Так, претензии трейдеров чаще всего оказываются связаны со вполне конкретными проблемами:

  • отказом в выплате средств/закрытии счета;
  • разрывом связи с терминалом в ходе торгов;
  • несвоевременным реагированием на запросы трейдера;
  • и т.п.

Собственно говоря, львиная доля проблем приходится именно на моменты взаимодействия трейдера и брокера, которые подчас требуют высокого уровня слаженности и быстрого реагирования на изменение рыночной ситуации. А достичь этого оказывается совсем не просто. Особенно если брокер не находится под юрисдикцией местных властей и зарегистрирован где-нибудь на Виргинских островах - в оффшорной зоне, дающей возможность для свободного оборота капиталов. То есть может не опасаться судебного преследования и других неприятных последствий собственной деятельности.

Стоит ли подавать жалобу на брокера?

Но даже в условиях отсутствии внятного регулирования рынка брокерских услуг в рамках внебиржевой торговли, найти управу на недобросовестного брокера всё же можно. Правда, результат может оказаться не стоящим усилий. Ведь во многих странах, и, в частности, в России, любые вынесенные частными регуляторами решения являются рекомендательными и не обязательны к исполнению, поскольку не влекут за собой никакой ответственности. А для того чтобы получить хотя бы такое, необязательное, решение, нужно, чтобы брокер состоял в одной из ассоциаций, имеющих некоторое влияние на своих членов.

Если речь идёт о российской брокерской организации, являющейся налоговым резидентом РФ, всё несколько проще. И решить спорные вопросы, в частности, связанные с мошенничеством брокера, можно обратившись в органы правопорядка.

Для брокерских компаний, относящихся к юрисдикции США, всё ещё проще. Ведь в этом случае можно подать жалобу на деятельность посредника в NFA - одну из наиболее влиятельных ассоциаций, регулирующих деятельность на внебиржевых рынках. Как минимум, такое обращение позволит получить обоснование действий брокера в спорной ситуации. Как максимум, вы сможете рассчитывать на удовлетворение своих требований.

Что даёт направление жалобы на брокера?

Теоретически, направление жалобы на рассмотрение регулятору или представителям дилингового центра/организации, от имени которой действует брокер, должно приводить ко вполне конкретным последствиям. А именно к урегулированию конфликта или обоснованию действий брокера с точки зрения внутренних правил организации/действующего договора о сотрудничестве. Узнать больше о том, как и куда именно правильно направить жалобу в Регулирующую организацию, можно в этом разделе.

Что касается попыток судебного урегулирования подобных ситуаций, здесь чаще всего страдают именно частные клиенты брокеров - трейдеры. Ведь даже в случае банкротства, компания-брокер обязана в первую очередь удовлетворить требования корпоративных клиентов. И лишь во вторую - разобраться с обязательствами перед частными инвесторами.

Что может помешать брокеру немедленно вернуть клиенту принадлежащие ему активы? Условия рынка, в котором существуют долгосрочные обязательства и масса иных нюансов, позволяющих брокерским организациям вполне легально задействовать средства своих клиентов в маржинальных сделках или даже в личных целях. Как такое возможно? Всё дело в том, что большинство типовых договоров включает в себя пункты, позволяющие изымать средства со счетов трейдеров и переводить их на другие счета/пускать в ход в рамках проведения торговых операций. При этом, в большинстве случаев изъятые средства благополучно "оседают" на счетах владельцев компаний. Но далеко не всегда их можно изъять немедленно - ведь брокеры часто предпочитают играть "вдолгую". И даже существование официального запрета на смешивание средств брокера и его клиентов в ходе проведения торговых операций (в рамках постановления ФКЦБ РФ от 13. 08. 2003 года) никак не отменяет риска того, что именно ваш брокер окажется любителем запустить руку в чужой карман.

Можно ли каким-то образом повлиять на развитие ситуации, если брокер отказывается выводить средства со счёта клиента? Да. Если подать жалобу регулятору, имеющему влияние на брокера. Либо попытаться использовать возможности гражданско-правового судопроизводства. Ведь брокерская деятельность на территории РФ приравнивается к агентской. И, теоретически, привлечь недобросовестного "агента" к ответственности всё-таки можно.

А что делать, если проблемы с получением средств возникли у трейдера, имеющего дело с банковскими организациями? В этом случае регулятором выступает Центробанк. А значит, спорные моменты могут возникнуть разве что в случае банкротства брокера. И здесь важно не только вовремя обратиться за возмещением, но и сделать это по всем правилам. Ведь только так можно оказаться в числе тех, кому будут выплачены средства со специального брокерского депозита. Все остальные обращения будут рассматриваться уже в порядке общей очередности, а трейдеры относятся к третьей категории кредиторов, получающей возмещение в последнюю очередь.

Узнайте больше об основных правилах выбора брокерской компании, в статье «Как выбрать брокера?».

Вам понравилась эта статья?
5 (1)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Самое читаемое

За неделю
За месяц
За все время

           
     
Если Вам нравится это обсуждение на Brokers.Ru, тогда пожалуйста - поставьте Like на Facebook